Fandom

Scratchpad

Дедуктивный метод

215,906pages on
this wiki
Add New Page
Discuss this page0 Share

Дедуктивный метод

Дедуктивный( дедукция ) метод - способ построения научных теорий, специфической особенностью к-рого является применение дедуктивной техники вывода (Дедукция). В философии имелись попытки проведения резкой грани между Д. м. и др. методами (напр. , индуктивным), истолкования дедуктивного рассуждения как внеопытного и чрезмерного преувеличения роли дедукции в науке. В действительности дедукция и индукция неразрывно связаны между собой, и структура дедуктивного рассуждения обусловлена многовековой практически-познавательной деятельностью человека. Д. м. является одним из возможных методов построения научного знания. Он применяется, как правило, после того, как накоплен и теоретически истолкован эмпирический материал для цели систематизации его, более строгого и последовательного выведения всех следствий из него и т. д. При атом получается и новое знание в виде множества следствий дедуктивной теории и как совокупность возможных интерпретаций дедуктивно построенной теории. Общая схема организации дедуктивных систем (теорий) включает:

1) исходный базис, т.е. совокупность исходных терминов и утверждений;

2) используемые логические средства (правила вывода и определения);

3) совокупность утверждений (предложений), получаемых из (1) путем применения (2). При исследовании таких теорий анализу подвергаются взаимоотношения между отдельными их компонентами, абстрагированными от генезиса и развития знания. Поэтому их целесообразно рассматривать как своеобразные формализованные языки, к-рые можно анализировать либо в синтаксическом (когда изучается соотношение между входящими в язык знаками и выражениями вне учета их внеяэыкового значения), либо в семантическом (когда взаимоотношения знаков и выражений системы рассматривают с т. зр. их значения) аспектах.

Дедуктивные системы подразделяются на аксиоматические (Аксиоматический метод) и конструктивные (Конструктивный метод). Д. м.-при использовании его в знании, основанном на опыте и эксперименте, выступает как гипотетико-дедуктивныЛ метод. Анализ дедуктивного способа построения научного знания начался уже в античной философии (Платон, .Аристотель, Евклид, стоики.), много места занимал в философии нового времени (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц я др.), но полно и четко принципы дедуктивной организация знания были сформулированы лишь в конце 19-начале 20 в. (при этом широко использовался аппарат математической логики). Вплоть до начала 20 в. Д. м. применялся в -осн. в сфере математики и логики. В 20 в. широкое распространение получили попытки дедуктивного (в частности, аксиоматического) построения также многих нематематических дисциплин - отдельных разделов физики, биологии, лингвистики, социологии и др.

Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Also on Fandom

Random wikia