Fandom

Scratchpad

КПРФ

215,861pages on
this wiki
Add New Page
Discuss this page0 Share

Template:Политическая партия

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — одна из старейших партий в России.

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13-14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР (КП РСФСР), которая, в свою очередь, была создана в июне 1990 как объединение членов КПСС в РСФСР. Устав КПРФ гласит, что «образованная по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС, Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным приемником».

Высший орган — Съезд партии, избирает ЦК и председателя. Председателем Центрального комитета Коммунистической партии РФ с 1993 года является Геннадий Зюганов.

Партийная печать — газета «Правда», более 30 региональных изданий. Kрупнейшая дружественная газета — «Советская Россия».

Выборы

thumb|250px|Митинг КПРФ На выборах в Государственную думу Первого созыва в 1993 году партия набирает 10,7% голосов (48 мандатов) и занимает 3 место в общефедеральном списке. Затем популярность партии выростает и в 1995 году на выборах в Госдуму Второго созыва КПРФ занимает первое место в общефедеральном списке с 34,9% процентами голосов (157 депутатских мандатов). На следующих парламентских выборах — в 1999 году коммунисты также завоёвывают первое место с 24,29% голосов (90 мандатов). В 2003 году, на последних на сегодняшний день выборах, коммунисты получают 12,8% голосов и 51 мандат в Государственной Думе . Значительную часть голосов у КПРФ отнялTemplate:Источник? созданный в сентябре 2003 года блок «Родина». Следующие выборы депутатов Государственной Думы состоятся 2 декабря 2007 года. На всех выборах президента России кандидат от КПРФ занимал второе место. В 1991 году Николай Рыжков с 16,85% голосов был опережён Борисом Ельциным. В 1996 году Геннадий Зюганов проиграл 3% Борису Ельцину (32% против 35%). В 2000 году Зюганов набрал 29% и уступил первое место Владимиру Путину. В 2004 году кандидатом от КПРФ стал Николай Харитонов, набравший 14% и также занявший второе место. Следующие выбора президента России запланированы на 9 марта 2008 года. В феврале 2005 года КПРФ победила на региональных выборах в органы законодательной власти в Ямало-Ненецком автономном округе, опередив прокремлёвскую «Единую Россия». На выборах в Мосгордуму КПРФ получала следующий процент поддержки:

На состявшихся выборах 4 декабря 2005 набрала 16,75 % (4 места) и показала свой лучший результат за всё время выборов в Мосгордуму. Первое место в голосовании по партийным спискам заняла «Единая Россия», получившая 47,25 % голосов (13 мест). 10-процентный барьер преодолели ещё две партии — КПРФ (16,75 %, 4 места) и «Объединённые демократы», участвовавшие в выборах под флагом «Яблока» (11,11 %, 3 места). 11 марта 2007 года состялись выборы в органы законодательной власти 14 субъектов Российской Федерации. В целом, по сравнению с декабрём 2003, когда состялись последние выборы в Госудуму, процент голосов за КПРФ вырос в диапазоне от 1,01% (Самарская область) до 100% (Санкт Петербург, Московская область) или даже более 100% (Мурманская область). Количество проголосовавших за КПРФ уменьшилось лишь в Тюменской области (приблизительно на 1,5%) и в Дагестане (по официальным данным, в 3 раза). Результат выборов в Дагестане вызвал большое надовольство со стороны КПРФ. Партия настаивала на том, что выборы в этом регионе были сфальсифицированы. По заявлениям КПРФ, на некоторых участках явка составляла 99%, были участки, где «Единая Россия» набрала все 100% голосов[1]. КПРФ было составлено поручение Комиссии Государственной Думы по вопросам практики применения избирательного законодательства Российской Федерации с целью получить оценку вышеуказанных фактов и услышать доклад на пленарном заседании Госдумы о принятии конкретных мер[2]. Интересен тот факт, что и Тюменской области и в Дагестане — единственных двух регионах, где процент проголосовавших за КПРФ по сравнению с 2003 году уменьшился, партия была первоначально снята с выборов Избирательной комиссией, но в итоге КПРФ были допущены к выборам.

Раскол в КПРФ (2004)

В 2004 секретарь ЦК КПРФ, губернатор Ивановской области Владимир Тихонов возглавил оппозицию Геннадию Зюганову как руководителю КПРФ, попытался бороться с ним за лидерство в партии. В результате, 1 июня 2004 года в Москве прошли два XVI Пленума ЦК КПРФ, а 3 июля - два X съезда партии[3]. Проведённый оппонентами Зюганова съезд Министерство юстиции позже признало нелегитимным. Владимир Тихонов вместе со своими сторонниками был исключён из КПРФ[4], создал новую коммунистическую партию — Всероссийскую коммунистическую партию будущего — и занял в ней пост председателя политбюро ЦК.

КПРФ и власть

11 апреля 2006 председатель КПРФ Геннадий Зюганов подписал постановление о взаимоотношении структур КПРФ и органов власти, одобренное президиумом ЦК КПРФ. В документе говорится о необходимости усилить контроль за контактами коммунистов с властью и обеспечить прозрачность таких переговоров. Необходимость таких мер объясняется появившейся тенденцией к «приспособленчеству и политическому предательству» представителей КПРФ, получивших в свои руки власть.

Имеются в виду, прежде всего, губернаторы Курской области Александр Михайлов (вышедший из КПРФ в 2004 и перешедший в «Единую Россию») и Краснодарского края Александр Ткачёв (в 2003 он, будучи членом КПРФ, возглавил региональный список «Единой России» на выборах в Госдуму, за что был исключён из КПРФ). На апрель 2006 в КПРФ оставались лишь губернаторы Владимирской, Волгоградской и Камчатской областей — Николай Виноградов, Николай Максюта и Михаил Машковцев.

Согласно принятому постановлению, коммунисты, избираемые в местные органы власти, должны регулярно отчитываться перед местными отделениями КПРФ. Руководители КПРФ, со своей стороны, обязаны извещать рядовых коммунистов о своих контактах с представителями российской власти — членами правительства и президентом.

4 октября 2006 руководство КПРФ вызвало недовольство президента Владимира Путина - Путин пригласил в Кремль лидеров парламентских фракций, чтобы обсудить «действия исполнительной власти, направленных на защиту прав, достоинства и жизни наших граждан за рубежом» в связи с российско-грузинским шпионским скандалом. Накануне встречи лидер КПРФ Геннадий Зюганов улетел в Астрахань – отчитываться перед местными избирателями о работе фракции КПРФ в Госдуме и агитировать за коммунистов на выборах в облдуму. Вместо себя он направил в Кремль первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова - однако в Кремле отказались его принять.

Текущая ситуация в партии

Даже руководство партии признаёт, что она переживает тяжёлые времена. Если в 1999 партия насчитывала примерно полмиллиона членов, то на июньском (2006) пленуме ЦК КПРФ Геннадий Зюганов констатировал, что партия насчитывает лишь 184 тысячи членов, объединённых в 14,7 тысячи первичных и 2,4 тысячи местных отделений. При этом 48 процентов партийцев старше 60 лет. 43 процента — в возрасте от 30 до 60. И лишь 7 процентов моложе 30 лет. Средний возраст членов партии 58 лет. Лидеры партии признают, что основными проблемами партии являются пополнение партийных рядов, их омоложение и подготовка кадрового резерва.

В связи с этим партия объявила курс на открытость и всенародность в деятельности партийных организаций. Важной задачей партии является и привлечение молодежи.

На прошедшем в сентябре 2006 года III Съезде Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Геннадий Зюганов еще раз подтвердил, что принципиальная программная позиция КПРФ — многоукладная экономика и что КПРФ поддерживает всякий производительный труд. Его выступление подчеркнуло готовность партии на поддержку малого бизнеса в противовес крупному капиталу и коррумпированному чиновничеству.

На этом фоне участились внешнеполитические акции КПРФ, совпадающие с линией российского руководства — одной из последних стала поддержка Виктора Януковича на Украине, поддержка Ливана в ходе ливано-израильского конфликта 2006 года, осуждение действий США в Ираке, расширение контактов с Коммунистической партией Китая.

В то же время коммунисты всё чаще отказываются от совместных протестных действий с либеральной оппозицией — в частности, не стали участвовать в конференции «Другая Россия» (проводившейся в преддверии саммита «Большой восьмёрки» летом 2006) и в Российском социальном форуме.

Результаты КПРФ на выборах 2003-07 гг.
Субъект РФ Результаты на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года, % Результаты на региональных выборах в марте 2007 года, %
Мурманская область 7,44 17,47
Республика Коми 8,72 14,23
Вологодская область 8,77 13,44
Ленинградская область 9,05 17,07
Санкт-Петербург 8,48 16,02
Псковская область 15,17 19,41
Московская область 9,67 18,81
Орловская область 16,28 23,78
Самарская область 17,38 18,39
Ставропольский край 13,70 14,28
Дагестан 18,31 6,64
Омская область 16,23 22,90
Тюменская область 9,94 8,43
Томская область 12,60 13,37

Also on Fandom

Random wikia