Fandom

Scratchpad

Программа занятий по МежЭк

216,212pages on
this wiki
Add New Page
Discuss this page0 Share

| на главную

Программа занятий по дисциплине "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА" (для направления "Менеджмент")

Тема 1. СРАВНИТЕЛЬНОЕ И ФАКТОРАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

  • 1. Эволюция взглядов на роль внешней торговли. Меркантилистская теория международной торговли. Критика меркантилизма
  • 2. Теория абсолютного преимущества А. Смита. Понятие преимущества нации, введенное А.Смтом для объяснения источников выгоды от участия в международной торговле.
  • 3. Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо. Ситуация относительного преимущества на примере двух стран и двух продуктов (графическое объяснение). Выигрыш от внешней торговли.
  • 4. Объяснение причин и структуры международной торговли с помощью теории соотношения факторов производства (факторальных пропорций) Хекшера-Олина. Теорема Хекшера-Олина.
  • 5. Эмпирическая проверка теории Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Объяснения парадокса.

Тема 2. СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

  • 1. Анализ взаимодействия спроса и предложения на мировом рынке. Мировая относительная цена в условиях частичного равновесия.
  • 2. Выигрыш от внешней торговли и его распределение. Последствия установления торговых отношений для участвующих в них стран и мировой экономики в целом. Правило распределения выигрыша от внешней торговли.
  • 3. Условия торговли: понятие и расчет.
  • 4. Стандартная модель международной торговли в условиях общего равновесия, ее основные элементы. "Торговый треугольник".

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, РАПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

  • 1. Воздействие внешней торговли на распределение доходов между группами населения, представляющими различные факторы производства. Краткосрочные и долгосрочные последствия изменения спроса на факторы производства реакция цен. Теорема Столпера-Самуэльсона (эффект воздействия изменений товарных цен на факторные).
  • 2. Влияние изменений в предложении факторов производства на формирование типа экономического роста: полностью нейтральный, импортзамещающий и экспорориентированный рост. Теорема Рыбчинского. "Голландская болезнь". Эффект "разоряющего роста" факторов производства, условия его определяющие.

Тема 4. ЭФФЕКТ МАСШТАБА, НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

  • 1. Внутриотраслевая и межотраслевая торговля.
  • 2. Внутренняя и внешняя экономия от масштаба. Связь экономий от масштаба и несовершенной конкуренции. Международная торговля в условиях действия экономий от масштаба.
  • 3. Демпинг во внешней торговле: экономическая природа, разновидности, причины и условия для применения.

Тема 5. ТЕОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ

  • 1. Внешнеторговая политика и ее цели. Экономические и административные, тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
  • 2. Влияние импортного тарифа в малой открытой экономике на потребителей и производителей. Потребительский и производственный эффекты импортного тарифа. Доход государства. Воздействие тарифа на экономику страны в целом.
  • 3. Эффективный (фактический) уровень тарифной защиты: понятие и расчет. Принцип тарифной эскалации.
  • 4. Импортный тариф в большой открытой экономике. Понятие и экономический смысл оптимального тарифа. Эффекты от введения оптимального тарифа.
  • 5. Экспортные пошлины: причины введения и эффекты пошлин.

Тема 6. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

  • 1. Место нетарифных барьеров во внешнеторговом регулировании импорта.
  • 2. Импортные квоты: причины использования, эффекты импортной квоты для малой и большой открытой экономики, сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях свободной и несовершенной конкуренции. Квотная рента, способы распределения лицензий на ввоз товара в рамках квоты.
  • 3. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО). Эффекты ДЭО.
  • 4. Экспортные субсидии: экономический смысл, эффекты экспортной субсидии для малой и большой открытой экономики. Компенсационные импортные пошлины.

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

  • 1. Международная мобильность капитала. Модель экономических эффектов международной мобильности капитала. Выигрыш от межстранового перемещения капитала.
  • 2. Прямые и портфельные иностранные инвестиции и международное кредитование.
  • 3. Международные компании (ТНК). Индекс транснационализации. Парадигма OLI Д. Даннинга.
  • 4. Международная трудовая миграция. Модель международной трудовой миграции, экономические эффекты миграции для стран эмиграции и иммиграции.

Тема 8. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ

  • 1. Понятие и принципы составления платежного баланса.
  • 2. Структура платежного баланса: счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Важнейшие статьи платежного баланса. Использование официальных резервов в ситуации несбалансированности платежного баланса. Возможности регулирования платежного баланса.
  • 3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Связь счетов платежного баланса с макроэкономическими агрегированными величинами национальных счетов.

Тема 9. НОМИНАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

  • 1. Способы определения валютного курса, прямая и косвенная котировки, спот-курс, срочный курс. Кросс-курс. Виды валютного курса по степени гибкости. Девальвация\ревальвация, подорожание\обесценивание валюты. Виды конвертируемости национальной.
  • 2. Характеристика валютного рынка, его структура и основные функции. Участники международного валютного рынка. Открытая и закрытая, короткая и длинная валютные позиции.
  • 3. Виды операций на валютном рынке. Виды валютных контрактов, заключаемых на рынке: текущие (спот), срочные (форвардные) и комбинированные сделки. Механизм хеджирования валютных рисков. Валютные спекуляции и арбитражные операции.

Тема 10. ТЕОРИИ ВАЛЮТНОГО КУРСА

  • 1. Факторы, воздействующие на валютный курс. Фундаментальные экономические факторы, внеэкономические факторы, значение технического анализа для валютного рынка.
  • 2. Теория платежного баланса для объяснения валютного курса.
  • 3. Теория паритета процентных ставок. Условие паритета процентных ставок, покрытый и непокрытый паритеты. Реакция валютного курса на изменения на денежном рынке в краткосрочном и долгосрочном периодах. "Перелет" валютного курса.
  • 4. Теория паритета покупательной способности валют (ППС). Закон одной (единой) цены. Абсолютный и относительный ППС. Взаимодействие валютных курсов и денежных факторов в долгосрочном периоде.
  • 5. Реальный обменный курс. Зависимость между реальным обменным, номинальным валютным курсом и ППС. Общая теория валютного курса.

Тема 11. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

  • 1. Понятие международной валютной системы. Значение структуры официальных резервов в рамках валютной системы.
  • 2. Эволюция международной валютной системы (система золотого стандарта, Бреттон-Вудская система, Ямайская система). Современные проблемы и перспективы развития международной системы.
  • 3. Практика использования различных режимов валютного курса: режим свободного плавания, режим регулируемого плавания, "гибридные" режимы, режим валютного управления (currency board), фиксированный курс относительно одной валюты\корзины валют.

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1. Колесов В.П., Кулаков М.В. "Международная экономика" М.: Инфра-М, 2004.

Дополнительная:

2. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. "Международная экономика" М.: Дело и Сервис, 2004

3. Линдерт П.Х. "Экономика мирохозяйственных связей" М.: Прогресс-Универс, 1992

4. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. "Международная экономика" М.: Высшая школа, 2002

5. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. "Международная экономика" М.: Дело и Сервис, 2003

6. Шимко П.Д. "Международная экономика" М.: Высшая школа 2006

7. Киреев А. "Международная экономика" М.:Международные отношения, 1997, 1999

9. Волгина Н.А. "Международная экономика" М.:Эксмо, 2006

Also on Fandom

Random wikia