Fandom

Scratchpad

Сталин

215,986pages on
this wiki
Add New Page
Discuss this page0 Share

Template:Генеральный Секретарь ЦК КПСС Template:Опечатки

Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли, Template:Lang-ka, 21 декабря 1879 по официальной версии, 6 декабря/18 декабря н. ст. 1878 по архивным данным — 5 марта 1953) — советский государственный, политический и военный деятель, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) с 1922, глава Советского правительства (председатель Совета Народных Комиссаров и Совета Министров СССР) c 1941, Генералиссимус Советского Союза (1945).

За время правления Сталина СССР из преимущественно аграрной страны, имевшей второстепенную по мировым меркам экономику, превратился в мировую сверхдержаву с огромным промышленным и военным потенциалом.

Имя и псевдонимы

Настоящее имя Сталина — Иосиф Виссарионович Джугашвили (его имя и имя его отца по-грузински звучат как Иосеб и Бесарион), уменьшительное имя — Сосо. Очень рано появилась версия, согласно которой фамилия Джугашвили — не грузинская, а осетинская (Дзугаты/Дзугаев), которой только придана грузинская форма (звук «дз» заменился на «дж», окончание осетинских фамилий «ты» заменено на грузинское «швили»). До революции Джугашвили пользовался большим количеством псевдонимов, в частности, Бесошвили (Бесо — уменьшительное от Виссарион), Нижерадзе, Чижиков, Иванович. Из них, помимо Сталина, самым известным псевдонимом стал «Коба» — имя героя романа Казбеги «Отцеубийца», благородного разбойника, который возможно был кумиром юного Сосо. Однако более вероятна версия о происхождении псевдонима не от персонажа романа, а от персидского царя Кавада(в другом написании Кобадеса) завоевавшего Грузию,и сделавшего Тбилиси столицей страны, имя которого по грузински и звучит Коба.Кавад был известен, как сторонник маздакизма — движения, пропагандировавшего ранне-коммунистические взгляды.Следы интереса к Персии и Каваду находят в речах Сталина 1904-7 гг.[1] Происхождение псевдонима «Сталин», как правило, связывают с русским переводом древне-грузинского слова «джуга» — «сталь». Таким образом, псевдоним «Сталин» является дословным переводом на русский язык его настоящей фамилии.

В годы Великой Отечественной войны обычно к нему обращались не по имени-отчеству или воинскому званию («товарищ Маршал (Генералиссимус) Советского Союза»), а просто «товарищ Сталин».

Детство и юность

[[Изображение:Stalin 1894.jpg|thumb|right|200px| ученик духовной семинарии (1894)]] [[Изображение:Stalin 1902.jpg|thumb|right|200px| Коба, член марксистского кружка (1902)]]

File:House where I.V. Stalin was born.jpg
Родился 21 декабря 1879 года (по официальной версии) или 6 декабря 1878 года (по записи в метрической книге Горийской Успенской соборной церкви[2]) в Грузии в городе Гори. Был третьим сыном в семье, первые двое умерли в младенчестве. Его родным языком был грузинский, русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом [3].

Рос в бедности, в семье сапожника и дочери крепостного крестьянина. В 1888 году Иосиф поступил в Горийское духовное училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит пятерки по многим предметам

В сентябре того же 1894 года Иосиф, блестяще сдав приемные экзамены, был зачислен в православную духовную семинарию в Тифлисе. Не пройдя полный курс обучения, он в 1899 был исключён из семинарии за пропаганду марксизма/

До революции

[[Изображение:Stalin in exile 1915.jpg|thumb|right|200px| 1915 активный член РСДРП(б) ]]В 19011902 годах член Тифлисского, Батумского комитетов РСДРП. После II-го съезда РСДРП (1903) — большевик. Неоднократно арестовывался, ссылался, бежал из ссылок. Участник революции 19051907. В декабре 1905 делегат 1-й конференции РСДРП (Таммерфорс). Делегат IV-го и V-го съездов РСДРП 19061907. В 19071908 член Бакинского комитета РСДРП. На пленуме ЦК после 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) заочно кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП.

В 19061907 руководил проведением экспроприации в Закавказье. В частности, 25 июня 1907 года в целях сбора средств на нужды большевиков он организовал ограбление инкассаторской кареты в Тифлисе.

В 19091917 находился в ссылке в посёлке Курейка Туруханского края, где изучал эсперанто.

После февральской революции 1917 года вернулся в Петроград. До приезда Ленина из эмиграции руководил деятельностью ЦК и Петербургского комитета партии большевиков. В 1917 член редколлегии газеты «Правда», Политбюро ЦК партии большевиков, Военно-революционного центра. По отношению к Временному правительству и его политике исходил из того, что демократическая революция ещё не завершена, и свержение правительства не является практической задачей. Ввиду вынужденного ухода Ленина в подполье Сталин выступил на VI съезде РСДРП(б)) с отчетным докладом ЦК. Участвовал в Октябрьском вооружённом восстании как член партийного центра по его руководству. После победы Октябрьской революции 1917 года вошёл в Совет народных комиссаров в качестве наркома по делам национальностей.

Гражданская война

Template:Другое значение thumb|right|200px| 1918, Царицынский фронт

После начала гражданской войны Сталин был командирован на юг России в качестве чрезвычайного уполномоченного ВЦИК по заготовке и вывозу хлеба с Северного Кавказа в промышленные центры. Прибыв 6 июня 1918 года в Царицын, Сталин взял в свои руки власть в городе, установил там режим террора и занялся обороной Царицына от войск атамана Краснова. В январе 1919 г. Сталин и Дзержинский выезжают в Вятку, чтобы расследовать причины поражения Красной Армии под Пермью и сдачи города силам адмирала Колчака[4]. Комиссия Сталина-Дзержинского способствовала реорганизации и восстановлению боеспособности разбитой 3-й армии; однако в целом положение на пермском фронте было выправлено тем, что Красной Армией была взята Уфа, и Колчак уже 6 января отдал приказ о сосредоточении сил на уфимском направлении и переходе к обороне под Пермью[5].

1920-е

Template:КПСС Template:Другое значение

В апреле 1922 Пленум ЦК РКП(б) избрал Сталина Генеральным секретарём ЦК. Первоначально эта должность означала лишь руководство аппаратом партии, тогда как лидером партии и правительства формально оставался Председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин. Кроме того, лидерство в партии считалось неразрывно связанным с заслугами теоретика; поэтому, вслед за Лениным, виднейшими «вождями» считались Троцкий, Каменев, Зиновьев и Бухарин, тогда как за Сталиным не видели ни теоретических заслуг, ни особых заслуг в революции.

Ленин высоко ценил организаторские способности Сталина; Сталин считался специалистом по национальному вопросу, хотя в последние годы Ленин отмечал у него великорусский шовинизм. На этой почве («грузинский инцидент») произошло столкновение Ленина со Сталиным; деспотическая манера поведения Сталина и его грубость в отношении Крупской заставили Ленина раскаяться в его назначении, и в «Письме к съезду» Ленин заявил, что Сталин слишком груб и его следует снять с поста генерального секретаря. Однако письмо даже не было поставлено на обсуждение на съезде.

После смерти Ленина, в августе 1924 г., Сталин, Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев, чьей креатурой Сталин долгое время считался (так называемая «тройка») объединились с Бухариным, Рыковым, Томским и Куйбышевым, составив в Политбюро так называемую «семерку» против Л. Д. Троцкого. В результате Троцкий, считавшийся вторым после Ленина по влиянию «вождём» и наиболее вероятным наследником Ленина, был побеждён[6]. В тот момент Сталин находился в тесном блоке с Бухариным-Рыковым, так что в начавшейся внутрипартийной борьбе между «правыми» и «левыми» он предоставлял им силы партийного аппарата, они же (именно Бухарин) выступали в качестве теоретиков. «Левая» оппозиция, то есть объединившиеся Троцкий, Каменев и Зиновьев, была окончательно разгромлена после демонстрации 7 ноября 1927 года в Ленинграде. В это время, с подачи бухаринцев, началось создание «культа личности» Сталина, которого до сих пор считали партийным бюрократом, а никак не вождем-теоретиком, могущим претендовать на наследие Ленина. Укрепившись в роли лидера, Сталин в 1929 году наносит неожиданный удар по своим союзникам, обвинив их в «правом уклоне» и начав фактически реализовывать (при этом в крайних формах) программу «левых» на сворачивание НЭПа и форсированную индустриализацию за счёт эксплуатации деревни, до сих пор служившую предметом осуждения. Одновременно с большим размахом празднуется 50-летие Сталина (дата рождения которого была тогда же изменена, по мнению критиков Сталина — для того, чтобы несколько сгладить празднованием «перегибы» коллективизации [2]).

Коллективизация

С начала 1930-х проводиласьколлективизация сельского хозяйства — объединение всех крестьянских хозяйств в централизованные колхозы. Cогласно господствующим тогда экономическим воззрениям, крупные колхозы могли работать более эффективно благодаря применению техники и разделению труда. Кулаки без суда и следствия заключались в трудовые лагеря или ссылались в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока. Проводимая Сталиным политика индустриализации требовала больших средств и оборудования, получаемых от экспорта пшеницы и других товаров за рубеж. Для колхозов были установлены большие планы сдачи сельскохозяйственной продукции государству. За счёт крестьян вырос на 20 % сбор товарного зерна, столь необходимого стране для Индустриализации. [7].

Развитие экономики

Индустриализация, которая в силу очевидной необходимости была начата с создания базовых отраслей тяжёлой промышленности, не могла ещё обеспечить рынок нужными для села товарами. Снабжение города через нормальный товарообмен нарушилось, продналог в натуре был в 1924 году заменён на денежный. Возник заколдованный круг: для восстановления баланса нужно было ускорить индустриализацию, а для этого требовалось увеличить приток из села продовольствия, продуктов экспорта и рабочей силы, а для этого было нужно увеличить производство хлеба, повысить его товарность, создать на селе потребность в продукции тяжёлой промышленности (машинах). Ситуация осложнялась уничтожением в ходе революции основы товарного производства хлеба в дореволюционной России — крупных помещичьих хозяйств, и необходим был проект создания чего-либо, их заменяющего.

Разорвать этот порочный круг можно было только посредством радикальной модернизации сельского хозяйства. Теоретически, для этого было три пути. Один — новый вариант «столыпинской реформы», поддержка набирающего силу кулака, перераспределение в его пользу ресурсов основной массы хозяйств середняков, расслоение села на крупных фермеров и пролетариат. Второй путь — ликвидация очагов капиталистического хозяйства (кулаков) и образование крупных механизированных коллективных хозяйств. Третий путь — постепенное развитие трудовых единоличных крестьянских хозяйств с их кооперацией в «естественном» темпе — по всем расчётам оказывался слишком медленным. После срыва заготовок хлеба в 1927 году, когда пришлось пойти на чрезвычайные меры (твёрдые цены, закрытие рынков и даже репрессии), и ещё более катастрофической кампании хлебозаготовок 1928—1929 гг. вопрос должен был решаться срочно. Чрезвычайные меры при заготовках в 1929 году, воспринятые уже как нечто совершенно ненормальное, вызвали около 1300 мятежей. В 1929 году карточки на хлеб были введены во всех городах (в 1928 году — в части городов).

Путь на создание фермерства через расслоение крестьянства был несовместим с советским проектом по идеологическим причинам. Был взят курс на коллективизацию. Это предполагало и ликвидацию кулачества «как класса».

Второй кардинальный вопрос — выбор способа индустриализации. Дискуссия об этом протекала трудно и долго, и её исход предопределял характер государства и общества. Не имея, в отличие от России начала века, иностранных кредитов как важного источника средств, СССР мог вести индустриализацию лишь за счет внутренних ресурсов. Влиятельная группа (член Политбюро Н. И. Бухарин, председатель Совнаркома А. И. Рыков и председатель ВЦСПС М. П. Томский) отстаивали «щадящий» вариант постепенного накопления средств через продолжение НЭПа. И. В. Сталин — форсированный вариант. Победила точка зрения Сталина. За 1928—1940 годы, по оценкам ЦРУ, среднегодовой рост валового национального продукта в СССР составил 6,1 %, что было существенно выше соответствующих показателей в наиболее развитых капиталистических странах. В результате индустриализации по объёму промышленного производства СССР вышел на первое место в Европе и на второе — в мире, обогнав Англию, Германию, Францию и уступая лишь США. Доля СССР в мировом промышленном производстве достигла почти 10 %. Особенно резкий скачок был достигнут в развитии металлургии, энергетики, станкостроении, химической промышленности. Фактически возник целый ряд новых отраслей: алюминиевая, авиационная, автомобильная промышленность, производство подшипников, тракторо- и танкостроение [1]. Одним из важнейших результатов индустриализации стало пре­одоление технической отсталости и заво­евание экономической независимости СССР.

Продолжение следует...

Also on Fandom

Random wikia